Влияние прикорма на пищевое поведение ребенка
Пищевое поведение ребенка формируется до трех лет. Это период, когда закладываются стойкие пищевые привычки. Они определяют стиль, культуру приема пищи на протяжении жизни человека. Психолог Абрахам Маслоу относил пищевые потребности к базовым, Эриксон говорил, что посредством их удовлетворения в младенческом возрасте развивается чувство доверия.
Роль грудного вскармливания
Основной деятельностью младенца является эмоциональное общение с матерью. Младенец осуществляет чувственное взаимодействие посредством грудного вскармливания, которое удовлетворяет две потребности: в пище и эмоциональном взаимодействии. В этот период ребенок не способен выделять себя в качестве отдельного самостоятельного индивида. Прилучение ребенка к груди обеспечивает психоэмоциональный комфорт, чувство защищенности. На данной стадии развития ребенок использует грудь матери не только для утоления голода, но для успокоения. Ощущение материнской груди, запах вызывает чувство безопасности, незаменимое при развитии здоровой психики. Кормление грудью избавляет младенца от телесного дискомфорта, обеспечивает ощущение любви, заботы. Искусственное кормление не решает такие задачи, оно не заменит грудное.
Особенности первого прикорма
К вопросу первого прикорма следует подойти с учетом физиологических и психологических особенностей младенца. После 6-7 месяцев ребенок характеризуется появлением пищевого интереса. Младенца привлекают продукты, употребляемые взрослыми за общим столом. Если взрослые предпочитают сладости, а ребенку дают полезные овощи, он их не захочет. Ребенок может попросить еду с семейного стола. Пищевые привычки ребенок усваивает из культуры питания семьи. Здоровое питание должно относиться к родителям тоже. Различают два вида прикорма: педиатрический и естественный. Педиатрический предусматривает кормление ребенка согласно режиму. Количество еды, время приема пищи определяют родители. Естественный — кормление согласно желанию ребенка. Психологи утверждают, в раннем возрасте важно предоставлять ребенку свободу выбора в процессе приема пищи. Дети раннего возраста способны инстинктивно определять необходимое количество еды. Они едят, когда испытывают голод, прекращают есть, насыщаясь. Задача родителей — предложить ребенку постоянный доступ к здоровой еде.
Пищевое поведение ребенка: особенности
Пищевое поведение определяет пищевые установки. Для формирования здорового пищевого поведения необходима надежная привязанность матери к ребенку. Выражается умением чувствовать, понимать потребности ребенка. Мама должна чувствовать: ребенок плачет, потому что голоден или потому что хочет играть. Для развития здорового пищевого интереса не нужно заострять внимание на процессе приема пищи. Следует позволять ребенку в меру играть, отвлекаться во время еды, принимать одни продукты, отвергать другие, выбирать способ приема пищи. Если ребенок ест руками, не хочет кушать ложкой — нужно это позволять. С возрастом он, копируя взрослых, захочет пользоваться ложкой. Свобода выбора питания позволяет избежать неофобии — негативного подхода к еде, боязни новых продуктов.
При кормлении согласно режиму существует риск неправильного формирования пищевого интереса. Родители считают обязанностью накормить ребенка в определенное время, точно рассчитанным количеством еды. Используют различные уловки, хитрости, с целью запихнуть еду (в буквальном смысле). Дети инстинктивно защищаются от лишнего. Проявление защиты выражается выплевыванием, рвотой. Причинами отказа принимать пищу может являться непривычные вкусовые качества еды, консистенция, неприемлемые способы принятия пищи, нарушения в системе «мать-ребенок».
Пищевые привычки
Пищевые привычки начинают закладываться с введением прикорма. Если они развиты неправильно, повышается риск возникновения нарушений пищевого поведения. Сюда относиться ожирение, нервная анорексия, булимия, компульсивное переедание. Формированию дезадаптивных пищевых привычек содействует:
-
Любое недовольство ребенка воспринимается как голод. Ребенок начинает кричать — родители его кормят. Данная стратегия мешает научиться различать эмоциональный дискомфорт и физиологический. Во взрослой жизни такой человек склонен “заедать” проблемы.
-
Ребенка кормят, пока все не съест. Он учится игнорировать чувство сытости, что приводит к перееданию.
-
При нарушении отношений матери с ребенком, кормление выступает проявлением любви. Такой ребенок будет привлекать внимание с помощью голода. В будущем недостаток любви будет компенсироваться пищей, приведет к компульсивному перееданию.
С введением прикорма важно знакомить младенца с новыми продуктами, вкусами, запахами. Поощрять за самостоятельность в потреблении еды.
Таким образом, механизмами формирования здорового пищевого поведения являются эмоциональное общение матери с ребенком, полное принятие его вкусовых предпочтений, свобода в удовлетворении физиологических нужд. При введении прикорма особое внимание следует уделять взаимодействию с ребенком, осознанно относиться к его желаниям и давать шанс самостоятельно выбирать то, что ему нужно.
Конечно же, подавайте здоровый пример. Желательно — во всех отношениях. Только в семье, где взрослые получают удовольствие от еды, соблюдают элементарные правила поведения за столом, и не потакают ребенку – вырастает ребенок, с хорошим аппетитом и приятными манерами.
И здесь всегда следует начинать с себя. Только введя правила поведения за столом, которые будут выполнять все члены семьи, можно корректировать поведение ребенка.
В обоих случаях корректировать надо в первую очередь поведение родителей, а вслед за этим изменится и поведение ребенка.