Когда начинать приучать к горшку ребенка?
В каждой семье наступает момент, когда кроха знакомится с горшком и учится с ним правильно обращаться. Но в одних случаях это происходит легко, в других – вызывает массу трудностей физиологического и психологического плана. Важно выбрать правильный момент, когда начинать приучать к горшку, от этого во многом зависит успех освоения столь важного для человека навыка.
Когда начинать приучать к горшку
Существует несколько точек зрения на то, когда нужно приучать к горшку. В основном мнения сводятся к трем моделям.
С рождения
Сторонники «естественного родительства» начинают «высаживать» кроху над любой ёмкостью с первых дней жизни. При этом мама поддерживает малыша под коленками, чтобы его поза была безопасна и естественна. Главное правило – полный отказ от одноразовых подгузников, чтобы потом не переделывать сформировавшуюся физиологическую привычку «ходить под себя».
Как только научится сидеть
Представители консервативных взглядов утверждают, что как только ребенок научится хорошо сидеть, его следует приучать к горшку. Обычно это возраст 6-8 месяцев. Главная сложность метода в том, что к моменту приучения к горшку с ребенка памперс снимают, но не учитывают, что малыш уже привык писать в штанишки и еще не готов контролировать естественные потребности.
Когда созреет физически и психологически
Многие современные педиатры и родители советуют знакомить ребенка с горшком значительно позже. Доказано, что только к 1,5-2 годам малыш способен контролировать выделительную функцию. Это и есть наиболее подходящий период, когда начинать приучать к горшку стоит.
Чтобы убедиться в правильности такого подхода достаточно проанализировать признаки готовности ребенка к горшку.
Признаки готовности к горшку
Особенности развития малыша, его физическое и психологическое созревание должны стать главными критериями для выбора момента начала освоения нового навыка:
-
Умение контролировать мочеиспускание во время дневного сна. Ребенок просыпается днем сухим – значит он научился контролировать мочеиспускание
-
Проявление готовности сходить «по-маленькому» или «по-большому». Малыш замирает, сосредотачивается до того, как «сделать дело». Это также означает, что ребенок опорожняется осознанно
-
Дискомфорт после того как пописал или покакал. Готовность к горшку проявляется в том, что ребенок просит снять или снимает сам штанишки или подгузник. Позже малыш быстро усвоит преимущества горшка, ведь он избавит кроху от этих неприятных ощущений
-
Интеллектуальная готовность выполнять инструкции взрослого. Ребенок сознательно и радостно реагирует на просьбы (сходи, принеси, положи). Приучая к горшку, взрослый тоже будет объяснять, инструктировать, просить совершить определенные действия
-
Малыш умеет или охотно учится одеваться и раздеваться, осознает, что значит снять и одеть штанишки. Это стоит освоить до приучения к горшку, чтобы неумение пользоваться одеждой не сказалось на отказе от освоения нового навыка
-
Умение спокойно сидеть несколько минут. Ни один ребенок не поймет назначение горшка моментально. Для этого понадобится хотя бы минимальная усидчивость
Когда нельзя начинать приучать к горшку
Если о выборе подходящего периода для освоения важного навыка еще можно поспорить, то абсолютно точно бывают моменты, когда начинать приучать к горшку категорически нельзя:
-
Болезнь. Если ребенок болен, начинать осваивать горшок категорически не рекомендуется. Малыш просто неспособен в таком состоянии позитивно воспринять что-то новое
-
Прорезывание зубов. Если ребенка беспокоят зубки, он плачет, капризничает, у него поднялась температура, необходимо отложить знакомство с горшком
-
Возрастной кризис. Если у ребенка явно проявляются признаки кризиса одного года или кризиса двухлетнего возраста, то это точно не тот момент, когда нужно приучать к горшку. Признаки психологического кризиса могут проявиться после начала приучения, в этом случае освоение нового навыка стоит приостановить. Протест против взрослых неминуемо отразится и на обращении с горшком, что потом будет сложно преодолеть
-
Плохое настроение или состояние. Не имеется смысла настаивать на приучении к горшку в моменты, когда для ребенка важна любая другая потребность: он хочет спать, кушать, чем-то расстроен или обеспокоен
Хорошее самочувствие, замечательное настроение, желание общаться и узнавать новое необходимы для начала освоения важного навыка.
В определении наиболее подходящего периода для приучения к горшку руководствоваться нужно не цифрами, а особенностями индивидуального развития малыша. Готовность к горшку невозможна без умения контролировать физиологические позывы, а также определенной психологической зрелости. Ненасилие является ключевым принципом в этом деле. Важно, чтобы освоение нового навыка происходило с радостью и интересом.