Феномен и роль импринтинга у человека
Импритинг (от английского «imprint» – запечатлевать, фиксировать) – это фиксация в памяти свойств объектов в определённые ранние периоды жизни животных и человека. Запоминание происходит моментально на фоне особой готовности мозга, при первой же встрече с объектом запечатления. Результат феномена импритинга не поддаётся изменению. Он оказывает важное влияние на дальнейшее мировосприятие, так как «сфотографированный» однажды и навсегда образ превращается в устойчивую программу поведения.
Феномен импритинга
Впервые явление импритинга было обнаружено у животных известным австрийским зоопсихологом К. Лоренцем. Он доказал: только что родившиеся на свет детёныши ещё не знают свою биологическую мать. В строго отведенное время, обычно первые часы после рождения, у них появляется состояние готовности к запоминанию. В его интересном эксперименте недавно вылупившиеся утята приняли Лоренца за своего родителя. Они повсюду следовали за ним только потому, что именно учёный, а не высидевшая их утка, оказался рядом в этот критический промежуток времени. Позже другие опыты показали, что птенцы следуют за любым движущимся, первым попавшимся в «час икс» объектом, даже за животным другого вида или неживым предметом.
Формы социального и полового поведения каждого вида животных (и человека тоже) заложены генетически – рождённый ползать действительно не сможет летать. Но направленность этих форм разная, и приобретается она благодаря импритингу.
Импритинг-объектами могут служить:
-
родители,
-
другие представители семьи (или стаи),
-
половые партнёры,
-
враги,
-
пищевые раздражители.
Позднее феномен импритинга был выявлен у людей. Науке известно много случаев, когда человеческие дети раннего возраста волей судьбы попадали в стаи диких животных. Когда люди забирали их к себе, найдёныши воспроизводили поведение и способы общения «приёмных родителей». Никто из них так и не стал полноценным человеком.
Импритинг у человека
Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой. Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем. Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.
В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.
У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным. Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться. Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.
Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.
Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.
Роль импритинга в послеродовом и младенческом возрасте
На протяжении первого года жизни ребенка формируется первый блок отделов мозга. Трудно переоценить роль импритинга, механизмы которого включаются природой сразу же в этот ответственный период.
У новорожденных и младенцев процесс импритинга проходит несколько этапов:
- Первичный импритинг. Только что родившийся ребёнок испытывает сильнейший стресс – он попадает в среду с совершенно другими условиями обитания. В первые два часа после рождения идёт запечатление общего зрительного образа, запаха, сердцебиения, голоса матери. Поэтому так важно в эти минуты приложить ребенка к груди, поглаживать его, разговаривать с ним. На этом ценном отрезке времени закладываются основы устойчивой привязанности к матери, удовлетворяется одна из базовых биологических потребностей человека – потребность в безопасности.
- Вторичный импритинг включается после короткого послеродового сна ребёнка и длится в течение первых суток. Маленькому человечку важно снова видеть маму, чувствовать, что еда, тепло, защита всегда доступны для него. Если он всё это получает, у него на подсознательном уровне формируется положительное впечатление об окружающем мире.
Даже в условиях роддома, воспользовавшись знаниями основ естественного родительства, можно приблизиться к природной схеме поведения матери и её дитя. Постоянное пребывание мамы и ребенка вместе, грудное вскармливание, телесный контакт, ношение на руках, сон на расстоянии вытянутой руки – всё это является налаживанием их взаимодействия.
- Импритинг на протяжении первых 6-7 месяцев. По мере развития мозга состояния готовности к запечатлению возникают много раз. К концу этого периода у младенца окончательно вырабатывается импритинг на конкретного, значимого для него человека. Научившись ползать, малыш движется за ним, когда тот удаляется. К этому возрасту, если все благополучно в семье, между ребенком и ближайшими членами также устанавливаются отношения доверия и привязанности.
Результат импритинга отчетливо проявляется у малышей от года до трех лет: в это время они – настоящие мамины «хвостики». Ученые объясняют сильное потрясение малыша при разлучении его с родителями тем, что ребёнок испытывает потребность постоянного контакта с человеком, образ которого запечатлелся у него в ранний период.
На первом году жизни ребенок через подражание ближнему окружению осваивает мимику, пантомимику, фонетику языка, хождение на двух ногах.
Исследования воспитанников детских домов продемонстрировали важнейшую роль импритинга на характер и поведение человека. Если у младенца до 9 месяцев не будут сформированы отношения привязанности к какому-либо взрослому, это приводит к необратимым последствиям. Во взрослой жизни такие люди оказываются не способными к глубоким доверительным отношениям, а других используют только в личных интересах.
Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст
Второй блок отделов головного мозга развивается от 3 до 7-8 лет. Ребенок постигает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола (или тому, кто его заменяет). У девочек образ женщины складывается общий – от мамы, бабушки, старшей сестры, воспитательницы. Специфика психологии мальчиков такова, что образ мужчины импринтируется только с одного объекта привязанности – папы, деда, брата, тренера. При неожиданном исчезании объекта подражания, прекращении контакта с ним (развод, смерть и т. п.) цельного образа мужского поведения может так и не сложиться. Этот факт серьёзно осложнит в будущем жизнь взрослого мужчины.
К концу этого возрастного этапа появляется первый объект привязанности за пределами семьи – «чужой» значимый взрослый (первый учитель, тренер). Идет усвоение социальных отношений в первых детских коллективах – партнерства, иерархии.
Третий период импритинга – подростковый
Третий блок областей мозга, отвечающий за регуляцию и контроль над психическими процессами, интенсивно развивается с 9-10 лет и до 15-16. Идет подготовка к вхождению в окружающий мир. Объект привязанности смещается за границы семьи, им может быть лучший друг, известный актер, певец, спортсмен, общественный деятель. Копируется образ мыслей, поведение, характер реагирования объекта подражания. Яркий пример импритинга – фанатизм.
Подросток продолжает познавать новые грани окружающего мира. Если новая информация воспринимается на сильном эмоциональном фоне, а психика находится в состоянии импринтной уязвимости, происходит мгновенное «обучение» мозга. Не поддающейся логике «отпечаток» отразится на поведении подростка или гораздо позднее.
В результате импритинга могут запечатлеться обстоятельства, при которых произошло яркое сексуальное возбуждение. Специалисты отмечают, что различные сексуальные отклонения от нормы (фетишизм, трансвестизм, педофилия, садизм, мазохизм и т.д.) часто связаны с феноменом импритинга.
Проанализировать свои стереотипы поведения человек способен лишь после 23-25 лет, чаще только с помощью высококвалифицированного психолога.
Установленные в самом раннем возрасте доверительные отношения между мамой и ребенком являются основой его бесконфликтного воспитания, а также психологического здоровья в будущей взрослой жизни. Если у ребенка с младенчества не сформирована привязанность как источник эмоционального тепла и внимания, психическая энергия мозга будет тратиться не на развитие личности, а на поиск недостающей близости и контакта. Не менее важно, чтобы любящие, понимающие люди находились рядом с ребенком на протяжении всего длительного периода восприимчивости к импритингу.