Непослушный ребенок?

Психологи последних десятилетий сделали интересное открытие – на развитие человека как личности основополагающую роль играет стиль его взаимоотношений с родителями. «Проблемные», «ужасные», «несносные», «забитые», «непослушные» дети – как правило, следствие слабого психологического контакта ребёнка с его родителями (или значимыми близкими людьми).
Этот непослушный ребёнок
Среднестатистический ребёнок ведёт себя плохо минимум один раз в течение дня. Когда упрямство, капризы, протесты по поводу дисциплины становятся привычными действиями ребёнка, его «визитной карточкой», взрослые приклеивают ему ярлык «трудного». Причём в этой категории может оказаться ребёнок любого возраста.
Современные психологи пришли к заключению, что проблемными становятся дети особо ранимые дети с нестабильной психикой. Под действием жизненных препятствий они «слетают с катушек» быстрее и тяжелее. Наказания, санкции, давление взрослых только усугубляют беды маленького человека. На деле же ему необходима серьёзная грамотная помощь, и только она. Его «отвратительное» поведение — по сути просьба о любви, об эмоциональном тепле и одобрении.
«Трудными» не рождаются…
Специалисты утверждают, что младенцы появляются на свет с врождённой потребностью радовать своих родителей, вызывать у них положительные эмоции. Этот факт имеет реальную биологическую подоплёку. В природе детеныши на первых порах просто не смогут выжить без заботы старших особей рода. Если же они своими действиями будут вызывать злость и гнев взрослых, те лишат их защиты и еды.
Отсюда очень важный тезис — дети ведут себя хорошо, когда им ничто не мешает это делать. Так что же мешает? Детские психологи выяснили мотивы плохого поведения детей:
1. Недостаток информации, что можно и что нельзя. Ребёнок пока не знает, что нельзя рисовать на обоях, бросать песок в глаза, кусаться, просто потому что он маленький и неопытный. Он не догадывается, что у мамы может болеть голова, и она хочет тишины. Карательные меры здесь просто несправедливы. Задача взрослых – своевременно и многократно давать ему нужную информацию.
2. Низкий контроль своих эмоций и поступков, что особенно характерно для младшего возраста. Это дело тактичного воспитания и времени.
3. Какая-либо неудовлетворенная потребность ребёнка. Она и порождает отрицательные эмоции – злость, агрессию, которые являются причиной конфликтов и непослушания. Эти самые глубинные причины неповиновения подразделяют на четыре вида.
4 причины отклонений в поведении
1. Отсутствие эмоционального контакта со стороны родителей или близкого человека, их заменяющего.
Не получая заботы и внимания в необходимом ему количестве, ребёнок начинает бороться за него всеми доступными ему способами:
- вызывающими поступками,
- действиями наперекор,
- частыми болезнями.
Взрослые люди вынуждены реагировать на его выходки, одёргивать, делать замечания. Эмоциональный голод так опасен для развития ребёнка, что он готов за своё хулиганство получать шлепки и подзатыльники: пусть это и наихудший вариант внимания, но хотя бы такой.
Психологи пришли к поразительному выводу – бесконечные детские болезни тоже могут быть проявлением неосознаваемой потребности маленького человека во внимании и родительской любви. Когда заброшенный всеми, обделённый вниманием ребёнок заболевает, всё происходящее вокруг меняется коренным образом: все крутятся вокруг него, жалеют, ухаживают, обнимают, гладят его, читают книжки. Так детская психика получает то, в чем очень нуждается, — в удовлетворении базовых потребностей в безопасности и общении. Такая ситуация (когда болею – тогда и любят) подсознательно закрепляется, ребенок «специально» начинает часто болеть.
Совет психолога. Дать ребёнку то, за что он так отчаянно борется – своё внимание и тепло. Найти время для общения с ним, совместных прогулок, общих занятий.
2. Родительская гиперопека.
В этом случае не реализуется потребность в признании взрослыми ребёнка как личности. В каждом человеке природой заложено стремление к развитию, так называемая поисковая активность. Если эту естественную активность жёстко ограничивать в форме резких замечаний и запретов или, наоборот, проявлять повышенную тревожность за жизнь дитяти, оберегая его от всех препятствий, ребёнок будет протестовать против такого насилия и действовать по-своему.
Совет психолога. Необходимо ослабить чрезмерный контроль действий ребёнка, дать ему больше свободы, возможность получить собственный опыт удач и ошибок («набить шишки»).
3. Обида на взрослых.
У детей обострённое чувство справедливости. Они чутко реагируют на то, чему взрослые и значения не придадут: не выполнили обещанное ему, несправедливо наказали, обманули … Начинается цепная реакция: меня обидели, теперь я обижу вас.
Совет психолога. Родители должны проанализировать свои поступки, найти и убрать причину огорчения.
4. Отсутствие веры в себя.
Переживаемые невзгоды в какой-либо области жизни распространяются и на другую из-за пониженной самооценки ребёнка, сформированной в его же семье. Так, ссоры между папой и мамой могут стать причиной низкой успеваемости. Под грузом неудач и критики ребёнок теряет веру в свои силы. Внутренне он страдает, а внешне демонстрирует, какой он плохой.
Совет психолога. Принять ребёнка таким, какой он пока есть. Снизить планку, создать условия для раскрытия способностей, которые у него обязательно существуют. Отказаться от критики, поощрять даже мелкие удачи.
Путь перевоспитания непослушного ребенка для родителей начинается с работы над собой. Энергию своих эмоций надо перенаправить на конструктивное решение сложившейся ситуации.
Если кричать на непослушного ребенка, то нормальное общение превратится в соревнование, кто кого перекричит. Ребенок может расценить ваше повышение голоса как призыв к словесному поединку, и это только ухудшит ситуацию. Возьмите инициативу в разговоре в свои руки и дайте ребенку понять, что ему необходимо вести себя в рамках приличия. Сохраняйте спокойствие всеми возможными способами: медитируйте, выполняйте дыхательные упражнения или слушайте успокаивающую музыку. Включайте её дома, чтобы ребенок тоже мог слышать.